?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Статья у меня вышла в июльском номере журнала "Директор по персоналу".

Как рассчитать эффективность персонала и обосновать расходы на него

Экономический анализ для HR-директора: получите цифры и аргументы

Когда на совещании у генерального директора HR-директор заговорил о том, что система мотивации персонала устарела и надо бы разработать новую, руководитель компании спросил: «А насколько эффективно работает персонал сейчас? Если все в порядке, может быть, новая система мотивации и не нужна?». Договорились, что через две недели Директор по персоналу предоставит реальные показатели эффективности сотрудников. А заодно выполнит давнюю просьбу шефа – обоснует, зачем нам так много менеджеров по подбору.

По мнению гендиректора, подбор персонала можно частично или полностью переложить на линейных руководителей, а на зарплате рекрутеров сэкономить. Чтобы разубедить его в этом, а также достичь и другую цель – обосновать необходимость обновления системы мотивации, нужны рациональные аргументы, понятные руководителю компанию. Иначе говоря, цифры. Следовательно, Директор по персоналу должен на время стать экономистом и сделать нужные расчеты. Наверняка, Вам не раз приходилось это делать, и у Вас есть опыт. Но у опыта существует недостаток – забываются детали. Из-за этого порой задача, с которой Вы не раз справлялись раньше, в настоящем кажется как будто новой и незнакомой. Требуется сосредоточиться, вспомнить, какие методы Вы использовали прежде и каков механизм их действия. Давайте вспомним обо всем вместе. Сначала рассмотрим, как рассчитать экономическую эффективность персонала компании, а затем, используя методы экономического анализа, решим другую задачу – подберем доводы в пользу того, что менеджеров по подбору нельзя сокращать.

Сначала измеряем, сколько производится продукции на одного сотрудника и на 1 рубль ФОТ

По сути, речь идет о производительности (эффективности персонала). Чтобы рассчитать ее, используйте формулу: Результат : Расходы. Ее можно адаптировать под вашу компанию. Предположим, Вы работаете Директором по персоналу в производственной фирме. Тогда формула будет выглядеть так: Объем производства (в денежном выражении) : Трудозатраты. Под трудозатратами понимаем, сколько человек и как долго работало над той или иной задачей. Если все сотрудники отрабатывают одинаковое количество человеко-дней в квартал (полугодие – все зависит от того, какой период Вы для себя установили), то в этой формуле показатель «Трудозатраты» можно заменить на Среднесписочную численность персонала.

Пример

На заводе химволокна за II  квартал было произведено продукции на 140 400 000 рублей. Среднесписочная численность составляла 310 человек. Следовательно, на одного сотрудника приходится продукции на 452 903 рубля (140 400 000 : 310).

Но этого показателя недостаточно. Измерьте также финансовую отдачу от расходов на рабочую силу, иначе говоря, рассчитайте «Объем производства на 1 рубль ФОТ». Этот показатель вычисляется по формуле: Объем производства (в денежном выражении) : Фонд оплаты труда. В торговых компаниях этот показатель будет звучать иначе: «Объем выручки на 1 рубль ФОТ». А если Вы захотите оценить персонал, который имеет возможность напрямую влиять на издержки производства или продаж, то лучше используйте еще один показатель – «Объем валовой прибыли на 1 рубль ФОТ».

Пример

На заводе химволокна размер ФОТ во II квартале составляет 31 830 000 рублей, а объем производства за этот квартал – 140 400 000 рублей. Следовательно, на 1 рубль ФОТ приходится продукции на 4,41 рубля (140, 4 млн рублей : 31, 83 млн рублей). Иначе говоря, на каждый рубль, вложенный в сотрудников, компания получает четыре с половиной рубля доходов.

Есть еще такой показатель как рентабельность персонала. Не рассчитывайте его

Вообще этот показатель рассчитать не так уж и сложно. Для этого есть формула: Чистая прибыль (убыток) компании : Среднесписочная численность персонала. Рентабельность показывает, какой размер квартальной либо годовой чистой прибыли (убытка) приходится на одного сотрудника. И хотя этот показатель по своему значению близок к производительности труда, он является менее надежным. Использовать его, как правило, не имеет смысла. Дело в том, что, размер чистой прибыли зависит от целого ряда факторов, которые совершенно не связаны с эффективностью работы персонала. В частности, чистая прибыль очень чувствительна к изменениям в налогообложении.

Рассчитываем производительность за предыдущие периоды – кварталы или полугодия

За какие именно периоды Вы будете делать расчеты, решаете Вы сами. Возможно, данные о производительности и объеме производства на 1 рубль ФОТ в предыдущие периоды у Вас уже есть. Тогда просто берите и используйте их. Если нет, рассчитайте по тем же формулам, которые описаны выше. Скажем, за два предыдущих квартала (или полугодия). Эти данные потребуются нам для того, чтобы объективно оценить показатели последнего, текущего периода – сравнить с показателями более ранних периодов и выявить динамику.

Пример

Чтобы иметь возможность интерпретировать показатели об объеме продукции на одного человека и на 1 рубль ФОТ за II квартал 2012 года, Директор по персоналу завода химволокна рассчитал, какими были эти показатели в I квартале. Объем производства тогда равнялся 132, 4 млн рублей, среднесписочная численность составляла 297 человек, размер ФОТ – 28, 44 млн рублей. Таким образом, объем произведенной продукции на одного человека (производительность) в денежном выражении составил 447 000 рублей, а на 1 рубль ФОТ – 4, 66 рубля.